14.10.2021
В современном мире трудно представить механизм, состоящий и множества деталей, в котором отсутствуют резьбовые соединения. Такую популярность это гениальное изобретение человечества приобрело благодаря надежности, универсальности, возможности быстрого объединения и разъединения собранных элементов.
Технология резьбового соединения предусматривает использование винтов, гаек, болтов, шпилек и прочих крепежных изделий. На рабочую часть этой продукции производители наносят правую или левую резьбу. Чаще всего применяют крепежи с правой резьбой. Нестандартный левый вариант применяют в случае большой вероятности самопроизвольного разъединения, например, при объединении вращающихся механизмов.
Левая резьба используется в случаях, когда необходимо предотвратить самопроизвольное отвинчивание или когда конструкция требует особых условий крепления. Для таких элементов также существуют стандарты DIN. Вот некоторые из них:
- DIN 2997 – Болты с шестигранной головкой, левая резьба.
- DIN 561 – Винты с цилиндрической головкой и шлицем, левая резьба.
- DIN 564 – Винты с цилиндрической головкой и крестообразным шлицем, левая резьба.
- DIN 961 – Болты с шестигранной головкой с мелкой резьбой, левая резьба.
- DIN 469 – Гайки шестигранные с буртиком, левая резьба.
- DIN 981 – Гайки стопорные с прорезями и левым направлением резьбы (часто применяются на шпинделях и других вращающихся частях).
- DIN 546 – Гайки шлицевые круглые с левым направлением резьбы.
- DIN 8750 – Вставки резьбовые с левой резьбой.
Эти стандарты определяют элементы с левой резьбой для различных применений. Левая резьба встречается реже, но важна в определённых конструкциях, таких как противовесы, вращающиеся части или специфические механизмы фиксации.
Как определить направление резьбы
При правой нарезке вращение витков происходит по часовой стрелке, а при левой – против. При желании пользователь сможет легко определить, какой тип резьбы нарезан на изделии. Достаточно внимательно посмотреть, в каком направлении вращается спираль. Также на болтах, гайках, шпильках, штуцерах с левой резьбой есть маркировка в виде буквы «Л».
Если этой информации нет на крепеже, то можно воспользоваться простым способом. Взять винт, болт или шпильку в руку и внимательно посмотреть на спираль с витками, расположив изделие перед собой фаской вверх. Если нарезана правая резьба, то наблюдатель увидит, что спираль заворачивается от конца по часовой стрелке вправо. В противном случае витки резьбы будут закручиваться в противоположную сторону.
Применение левой резьбы
Винтовой крепеж с левой резьбой используют в разных целях. Самыми распространенными являются:
- Стяжка элементов конструкции. Разнонаправленные резьбовые соединения используют при необходимости стягивания двух деталей механизма. Например, в корпусе талрепа нарезана правая с одной и левая резьба с другой стороны. Сделано это с целью предоставления возможности пользователю подтягивать или удалять элементы конструкции друг от друга простым вращением устройства. В качестве ответных деталей используют крюки, кольца, ушко. С помощью талрепа натягивают тросы при креплении грузов, установке матч. Разнонаправленную резьбу применяют для стяжки секций радиаторов отопления. При помощи специального ключа их стягивают путем ввинчивания двух крепежей, расположенных с разных сторон чугунной, алюминиевой или биметаллической батареи.
- Защита от самораскручивания винтового соединения. Для резьбового соединения вращающихся деталей используют ту резьбу, которая позволяет затягивать крепление по направлению вращения элемента конструкции. Иначе будет присутствовать высокий риск самораскручивания. Например, левую резьбу применяют при креплении педалей велосипеда, дисков угловых шлифовальных машин, колес, лопастей вентиляторов.
- Защита от ошибок при выполнении стандартных операций. С помощью левой резьбы можно исключить возможность случайного соединения деталей конструкций разного назначения. Например, пользователь не сможет подсоединить редуктор от баллона, наполненного пропаном, к баллону со сжатым кислородом. Емкость для горючего газа в месте подсоединения редуктора имеет левую резьбу, а для кислорода – правую.
- Защита бренда. Производители различной техники применяют нестандартные крепежные детали для того, чтобы не устанавливали неоригинальную продукцию. Обычно так поступают в автомобильной промышленности. Этот маркетинговый ход делает изделия оригинальными и существенно снижает риск случайного или намеренного монтажа несовместимых устройств.